Российские спецслужбы продолжают практику покушений на нелояльных к Кремлю политиков
Россия продолжает практику политического терроризма в форме покушений на убийства иностранных политических деятелей и российских граждан с использованием отравляющих веществ. Ситуация в Чехии свидетельствует о том, что мотивы таких операций вышли за пределы ликвидации политических оппонентов и лиц, обвиняемых в государственной измене, и затронули иностранных политиков, действия которых идеологически противоречат целям российской экспансии за рубежом. Об этом говорится в публикации, размещенной на вебсайте Института глобальных угроз и изучения демократии IGTDS.
Около трех недель назад, согласно данным, обнародованным исполнительным директором Центра политики безопасности в Праге Якубом Яндой, сотрудник российской военной разведки прилетел в Прагу, откуда дипломатическим автомобилем был доставлен в посольство России в Чехии. Согласно оперативным данным чешских служб безопасности, он доставил на территорию Чехии отравляющее вещество рицин, которое предназначалось мэру Праги.
Из-за данной угрозы мэра взяла под охрану полиция, которая мотивировала свои действия существованием угрозы жизни политика.

Информацию косвенно подтверждает чешский еженедельник «Респект», который сообщил, что три недели назад в Прагу прибыл человек с российскими дипломатическими документами с целью убийства мэра Праги Зденека Гржиба и старосты 6-го района Праги Ондржея Коларжа.
![]() Зденек Гржиб |
Сам Гржиб подтвердил в понедельник, что полиция взяла его под защиту более двух недель назад после выявления угрозы в его адрес. Подготовка покушения на мэра Праги связана с демонтажем памятника советскому маршалу Коневу.
В сентябре 2019 года власти района Прага-6, на территории которого находится памятник Коневу, приняли решение о переносе монумента в другое место или передаче его частным владельцам. Памятник 3 апреля был снят с постамента в Праге. Скульптуру планировали переместить в хранилище, а затем включить в экспозицию Музея памяти XX века.
Данное решение вызвало неадекватную реакцию России и повлекло за собой серию агрессивных операций. Российское посольство выразило МИДу Чехии протест, а министр обороны России Сергей Шойгу обратился к главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину с просьбой привлечь к уголовной ответственности иностранных чиновников, ответственных за снос памятников советским гражданам (в данном контексте Москва демонстративно подчеркивает правопреемственность Советского Союза). Снос памятника маршалу Коневу в Праге в Следственном комитете России расценили как осквернение символов воинской славы России, совершенное публично, и завели уголовное дело.
Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон об уголовной ответственности за уничтожение или повреждение воинских захоронений и памятников, увековечивающих память погибших при защите Отечества, который позволил осуществлять преследования чешских руководителей местного самоуправления задним числом, что является нарушением правовых принципов демократических стран. То есть их преследование осуществляется за действия, которые на момент совершения не являлись уголовным преступлением.

Россия вышла за пределы национальной юрисдикции, разрешив своим силовым структурам преследовать граждан иностранных государств за действия, совершенные на территории иностранных государств в отношении архитектурных и культурных объектов, не являющихся собственностью Российской Федерации. Согласно официальным документам, памятник находится в собственности района Прага-6. Россия создала прецедент преследования иностранных граждан (политиков) за действия, которые ограничивают российскую культурную и идеологическую экспансию, неразрывно связанную с ее политическим влиянием. Военные символы (памятники) являются для Москвы важным элементом использования исторических событий в интересах текущей внешней политики, подчеркивания своей исключительности в борьбе с фашизмом, и как результат – требования политических бонусов (признания лидерства, благодарности и т.д.) за события тех лет.
Ситуация с памятником Коневу является важным сигналом перехода России к наступательным (силовым) действиям в Европе в отношении лиц, которые препятствуют усилению российского контроля в своих странах и лежит в плоскости применения статьи 5 Вашингтонского договора.
МИД России указывает на то, что памятник маршалу Коневу подпадает под действие Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между РФ и Чехией от 1993 года, однако его перемещение на другое место не противоречит данному соглашению и является исключительной компетенцией местных властей и муниципалитетов, которые обладают правом собственности на него.
Преследование иностранным государством демократически избранных чешскими избирателями представителей муниципальных властей за их законные действия является нарушением принципов международного права.
После демонтажа памятника Коневу в Чехии подверглись серии кибератак больницы. Согласно данным чешских правоохранителей, практически все IP-адреса, принимавшие участие в атаках на больницы Чехии, – российские.
В 2016 году МИД Чехии уже был целью российской кибератаки, осуществлённой аффилированной военной разведкой группой APT28/Sofacy.
В своем заявлении Госдепартамент США заявил о том, что Соединенные Штаты обеспокоены предупреждением Национального агентства по кибернетической и информационной безопасности Чешской Республики о «реальной угрозе серьезных кибератак» в секторе здравоохранения.
За атаками на чешскую систему здравоохранения стоят Войска информационных операций, которые входят в структуру Министерства обороны России и координируются военной разведкой. Таким образом, вся цепочка событий вокруг демонтажа памятника так или иначе связана с деятельностью ГРУ России.
Угроза жизни Гржиба связана с его поддержкой переименования площади, находящейся перед посольством России в Праге, в честь Бориса Немцова – оппозиционного политика, убитого на глазах у Кремля в 2015 году. Оба политика открыто говорили о локальных конфликтах с участием России.
Таким образом, подготовка покушения на чешских политиков является одной из акций устрашения, которые Россия в последние 6 лет регулярно проводит на территории стран Европы. Использование рицина при подготовке покушения находится в том же ряду, что и ликвидация с использованием боевых отравляющих веществ, применяемых Кремлем, начиная от Александра Литвиненко, убитого при помощи плутония, заканчивая делом Скрипалей, где было применено нервно-паралитическое вещество «Новичок», которое было доставлено в Великобританию сотрудниками российской военной разведки.
Очевидно, что мировое сообщество недостаточно жестко отреагировало на предыдущие факты совершения Москвой убийств на своей территории, что дало четкий сигнал Кремлю о возможности продолжения и расширения применения подобных операций.
Источник: IGTDS