Начав вторжение в Украину, президент Российской Федерации Путин превратил устойчиво нейтральные Швецию и Финляндию в потенциальных. членов НАТО.
«Начав вторжение в Украину, путин думал, что он нанес «ракетный удар» по Западу. Но выяснилось, что это высокоточный бумеранг. Превращение двух твердо нейтральных стран в члены НАТО пополнит список наибольших стратегических ошибок за это время», — говорится в статье.
Отмечается, что жестокая манера, с которой Путин пытался лишить Украину возможностей для обеспечения безопасности, привела к внезапному изменению мышления в Финляндии и Швеции. Однако процесс еще не завершился и может оказаться трудным.
«Отношение к членству в НАТО еще не стабильно, и финны со шведами могут вернуться к привычной полунейтральности. Ядерные угрозы России могут заставить избирателей еще раз подумать. Однако есть множество форм членства в НАТО, Хельсинки и Стокгольм еще их изучают».
К июньскому саммиту в Мадриде альянс будет на пути увеличения своего населения на 16 миллионов человек, ВВП – на 800 миллиардов евро, а территории – на 780 тысяч квадратных километров. Может появиться новая общая граница НАТО с Россией протяженностью 1300 километров. И это как раз противоположное тому, на чем настаивал Путин в своих требованиях к альянсу в прошлом году.
«Что еще хуже для Москвы, это то, что НАТО теперь укрепит свои позиции в Балтийском море как раз рядом с Калининградской областью, где базируется стратегически важный российский флот», — говорится в статье.
Отмечается, что необычность момента состоит еще и в том, что изменения произошли очень быстро. Финляндия, которая последние 70 лет была полунейтральной, изменила свою внешнюю политику с невероятной скоростью. Финская толерантность к Путину была настолько велика, что некоторые левые политики в стране были очень близки к сотрудничеству с кремлем. Однако пока финская политическая элита отказалась контактировать с российской оппозицией.
По словам бывшего главы правительства Финляндии Александра Стубба, желание Хельсинки получить членство в НАТО продиктовано рациональным страхом из-за вторжения россии в Украину. Также быстрое изменение позиций Финляндии стало образцом для ее соседа – Швеции, что говорит о взаимоуважении и чувствительных отношениях между странами.
«С точки зрения НАТО было бы идеально, чтобы Хельсинки и Стокгольм присоединились вместе. И опросы говорят, что это возможно», – пишет The Guardian.
Ранее премьер-министр Финляндии Санна Марин во время совместной пресс-конференции с премьер-министром Швеции Магдаленой Андерсон в Стокгольме подчеркнула, что координация со шведскими коллегами нужна, но «это не обязательное условие»: «Финляндия не диктует графики или выводы Швеции как Швеция ничего не диктует Финляндии».
Как сообщалось, после того, как 24 февраля РФ вторглась на территорию Украины, большинство избирателей Финляндии и более ста депутатов парламента Финляндии (из 200) начали поддерживать решение о вступлении страны в НАТО.
Ранее на территории России в направлении границы с Финляндией было замечено перемещение тяжелого вооружения, включая ракетные системы, через несколько часов после того, как кремль предостерег Хельсинки от вступления в НАТО.