Немного почитала экспертов, наших и ненаших, чтобы понять, что означает уничтожение «гвардейского ракетного крейсера», который «гордость русского флота» и «аналоговнет».
Пишут, что последний раз Россия теряла флагман флота — 117 гг. поэтому, в битве при Цусиме (ноу комментс!). И что потеря «Москвы» ставит под удар всю следующую, «южную» фазу путинской «спецоперации», потому что там будто имели важную роль играть морские десанты, а теперь нечем их прикрывать. То есть, похоже на то, что вчера в войне таки состоялся наконец долгожданный перелом: Россия получила очень тяжелое ранение, а мы — крутезную тактическую победу.
Ну а о морально-символическом значении этой «сбитой скрепы» нечего и говорить: миф России как «великой морской державы» если и не вполне пошел ко дну, то забулькал очень громко… Слава ВСУ, спасибо Нептуну и всем морским богам, и всем героям, живым и мертвым (все же в курсе, что на острове Змеином была могила Ахилла? Я сама узнала недавно, когда Романа Грибова уволили, — и заценила культурологическую интуицию тех европейцев, которые сравнивали его ответ «русскому кораблю» с Molon labe царя Леонида: «Наш, наш Палладион, сюда, герои!» — как вопил Агамемнон в Леси Украинки…)
И только один момент мне дыбит шерсть на загривку — это когда западные аналитики удивляются, что вот, мол, до чего докатилась Россия — потеряла флагман флота в войне со страной, которая вообще флота не имеет! И наши послушно им подтакуют: эга же, вот такие мы, гречкосии, куда нам до флота, а видите, как ловко справились…
Есть здесь глубоко заложенное культурное недоразумение, которое, парадоксальным образом, до сих пор было нам на руку: мы привыкли прибедняться, русские, наоборот — по-бандитскому блефовать («тут мне карта и поперла!»), и каждая сторона проецирует себя на другого. Логика украинская: русские хвалятся — это, видимо, они еще же и прибедняются, так сколько же там еще в ящиках-кладовках-резервах должно быть спрятано! Логика российская: А противника, разумеется, лучше переоценить, чем наоборот.
Но, что работает в войне с бывшим колонизатором, то не работает (даже вредит!) в диалоге с Западом.
Не надо повторять за ними их о нас стереотипов: они так же плохо нас знают, как и русские. Не надо прибедняться, а в случае с флотом и подавно не имеем права этого делать — должны громко говорить, что это не кто, как мы, украинцы (совместно с немцами, правда)) сделали, 200 с лишним гг. поэтому, Московию — морской державой! Кто не в теме — горячо рекомендую изданную за год перед войной (как-то на удивление много своевременных книг у нас перед войной успело выйти!) док. повесть Антона Санченко «Круз и Лис» — о первом русском (пожалуй, лучше в кавычках — «русском») долколасветном путешествии под руководством остзейского немца Крузенштерна и нашего нежинского, из казачьей старшины поповича Юрия Лисянского.Весь исторический контекст там как раз о том, как наши казаченьки учили в Петербурге мckалов морского дела, писали им Морской устав (Прокопович) и учебники по навигации (Гамалия), — и как империя тех х @ хлацких отцов-фундаторов «русского флота» (тех, кого ТГШ впоследствии скептически обозвал «дяди отечества чужого»), вот хотя бы и того-таки Лисянского, банально похороняла и позаписывала в русскиє, то есть смародерила, как планшеты и телевизоры из подкиевских деревень…